Что такое барельеф?
Слово "барельеф" (в переводе — низкий рельеф) пришло в русский язык из французского и означает скульптурное изображение или орнамент, выступающие на плоскости менее, чем на половину своей величины.
Чтобы увидеть барельеф, надо поднять голову, потому что размещается он, как правило, очень высоко: на стене фасада или внутри дома. Чаще всего над окнами или дверьми. Иногда во фризе или фронтоне. Барельефы могут быть разных форм, но, как правило, они прямоугольные или круглые. Реже встречается ленточный барельеф. Раньше их делали, в основном, из гипса, мрамора, терракоты или металла. В наши дни делают также из бетона и сплавов.
Барельеф — это очень древний вид декоративного оформления архитектурных сооружений. Ими украшали стены храмов в Древнем Египте и дворцов ассирийских царей. В Древнем Риме их высекали и на триумфальных арках, и на мраморных саркофагах. Резные барельефы можно увидеть во всех средневековых соборах Европы. Делали их также и мастера Древней Руси. Композиционное искусство и ритмическое разнообразие — главное в сюжетных барельефах.
В России их исполнением занимались известные скульпторы: от М. И. Козловского до А. Т. Матвеева. Но авторы декоративных барельефов на фасадах частных домов большей частью неизвестны, ибо это была массовая продукция. Их сюжеты изучены плохо. Они заимствованы обычно из позднеантичного искусства и изображают жертвоприношения, поклонение Вакху, играющих купидонов, танцующих муз и т. п. В тондо часто представлены профили абстрактных древних героев. Орнаментальные барельефы тоже стандартны: маски, гирлянды, тирсы, канделябры, трофеи и т. п. Фасадные барельефы однообразны, однако, только на первый взгляд. Их иконография во многих случаях зависит от архитектурного задания и назначения. Это прежде всего относится к общественным постройкам. Манежи украшают композиции с изображением конных ристалищ, военные сооружения — разнообразная арматура, Адмиралтейство — морская символика. В панно на фасадах храмов можно увидеть крылатых ангелочков, на домах купцов — кадуцей, жезл бога торговли Гермеса, на учреждениях искусства — Аполлона с музами. Встречаются и повествовательные панно. На фасаде Публичной библиотеки они рассказывают о науках и художествах, на аттике Казанского собора — о библейской истории. Следовательно, барельефы не только украшали плоскость, но и несли символико-смысловую нагрузку.
С эклектикой в барельеф пришли реальные исторические сцены, конкретные портреты (писателей, художников, учёных), усложнённый плетёный орнамент. Распространился горельеф, т. е. высокий рельеф, который усиливал пластичность изображений.
Модерн обогатил иконографию (в ней появились растения, птицы и животные) и нашёл новые материалы (камень, майолика). Барельефы обрели больше пространства — их освободили от обрамления и стали помещать в самых неожиданных местах: у входов, под крышей, на пилястрах и т. д. Часто в полный рост изображались символические фигуры гениев, сивилл, атлетов. Сюжетные сцены вышли из моды, ритм сменился алгоритмом.
Советская эра вернула сюжеты и придала барельефу откровенно идеологический характер. Он стал походить на развёрнутую повествовательную картину о революционных и трудовых событиях. Для этой цели лучше всего подходил ленточный барельеф крупного размера.
К сожалению, сегодня барельеф практически исчез с фасадов и сохранился только на памятниках. Современные здания сильно обезличены, их фасады из стекла, бетона и металла в барельефах не нуждаются. Но это временное явление. Постмодерн обречён на эклектику и поэтому рано или поздно вернётся к украшательству и вспомнит о барельефах.
Источник: www.adresaspb.ru